Развитие аварий и защита от повреждений структурных элементов систем трубопроводного транспорта

20 декабря 2018
Рассмотрены особенности развития аварийных ситуаций на объектах трубопроводного транспорта со случайным повреждением точечных элементов. Показано, что способность системы противостоять развитию процесса прогрессирующей блокировки узлов следует оценивать при помощи показателя стойкости, который представляет собой среднюю долю повреждаемых узлов, блокировка которых в случайном порядке приводит к разрыву связи с источником всех отключаемых потребителей целевого продукта.
 
Повысить стойкость систем к развитию процесса прогрессирующей блокировки можно с использованием мероприятий по защите транспортных узлов. При этом эффективность защиты зависит от состава, структуры системы, а также от принятой защитной схемы. Сложности, возникающие при оценке эффективности принятой защитной схемы, обусловлены тем, что сравнение показателей стойкости систем с альтернативными вариантами защиты возможно только при сопоставимости их сетевых структур.
 
Доказано, что сравниваемые системы является сопоставимыми, если они имеют одинаковое число: узлов-потребителей, для которых возможно отключение от источника в результате развития процесса блокировки; повреждаемых узлов, способных перейти в состояние неработоспособности из-за отсутствия соответствующей защиты; периферийных кластеров с двумя и более узлами-потребителями и совпадающим числом таких узлов в каждом из них. Кроме того, одинаковой должна быть последовательность отключения от источника как отдельных потребителей, так и периферийных кластеров с разным числом потребителей продукта.
 
Сравнение значений показателей стойкости сопоставимых систем, проводимое методом имитационного моделирования, является корректным, позволяя обосновать и принять эффективные проектные решения.
 
И.А. Тарарычкин
 
Статья планируется к публикации в двенадцатом номере журнала